Развитие речи ребенка происходит поэтапно в соответствии с определенными возрастными категориями. Важную роль в данном процессе играет психологическое восприятие окружения, а также ряд других факторов. При нарушениях запуск и развитие речи может потребовать привлечения квалифицированных специалистов. Задерживать с таким обращением не следует, это может сказаться на всей жизни ребенка.
Задержка речевого развития
Задержка речевого развития (ЗРР) и ее форма, связанная с психологическими нарушениями (ЗПРР) подразумевает более медленный процесс усвоения речи. При этом нарушения в других сферах могут не наблюдаться – ребенок понимает речь, артикуляцию, хорошо слышит и осознает происходящее. Проблемы возникают лишь с освоением словарного запаса и речью.
Для выявления признаков ЗРР обращают внимание на следующие возрастные рамки:
- до года – ребенок молчит, не лепечет, не реагирует на обращенные к нему звуки и речь;
- полтора года – отсутствие интереса к общению со взрослыми и повторению за ними звуков и слов, нет восприятия названий окружающих предметов, не откликается на свое имя, не выполняет простые просьбы, может проявляться эхолалия с неконтролируемым полным или частичным воспроизведением чужой речи;
- два года – небольшой словарный запас, нежелание говорить, а также что-то искать, приносить и показывать;
- два с половиной – неспособность обозначить части тела и окружающие предметы, а также невыполнение и непонимание простых просьб и действий, сниженное понимание речи окружающих;
- три года – сложности с воспроизведением заученных фраз, отсутствие стремления общаться со взрослыми и сверстниками, основное средство общения – мимика и жесты.
Важным показателем считается состояние речи в два с половиной года. Если к этому времени никаких положительных сдвигов и наверстывания не наблюдается, откладывать обращение к логопеду уже не стоит.
Особенности и опасность ЗРР
Ключевая опасность задержки речевого развития – это асоциальность ребенка. При невозможности полноценно общаться со взрослыми и сверстниками снижается обучаемость, усвояемость материалов и информации. Нарушается и общее взаимодействие с окружающими, что фактически исключает ребенка из общества.
Для своевременного устранения подобного варианта развития логопед по ЗРР и ЗПРР проводит тщательную диагностику. Привлекаются родители, медики, педагоги. Проводится анализ беременности матери, условия жизни семьи, события и факторы, способные влиять на детей.
Причиной задержки развития речи может быть врожденная особенность или наследственные гены, а также внешние факторы. В последнем случае обращают внимание на общение и климат внутри семьи, воспитание ребенка, перенесенные болезни и др.