Дети сталкиваются с понятием денег в достаточно раннем возрасте: уже двухлетний малыш знает , что если есть деньги, то можно купить в магазине конфету. С определенного момента, когда ребенка приобщают к самостоятельности, к семейным делам, нужно учить его обращаться с деньгами. В этой статье мы попробуем разобраться, в каком возрасте нужно давать детям деньги и как правильно это делать.
Умение грамотно распоряжаться деньгами поможет ребенку в дальнейшем Умение грамотно распоряжаться деньгами поможет ребенку в дальнейшем
Содержание:
Скажите «нет» категоричности
Если родители не выдают ребенку деньги на карманные расходы и сами обеспечивают его всем необходимым, то с одной стороны – это проявление заботы и любви, а с другой – ограничение свободы. До определенного возраста – это нормально и не вредит взрослению чада. Очень важно научить ребенка грамотно использовать карманные средства. Так он учится принимать решения, планировать расходы и собственную занятость. Дети, лишенные такой возможности, становятся инертными и проявляют беспричинную агрессию. Присмотритесь к характеру своего чада.
Ребенок готов к карманным деньгам, если…
Есть три критерия, которые помогут вам определить готовность ребенка к дополнительной ответственности – ведению собственного бюджета.
Первый критерий
Вы объяснили ребенку, откуда у вас появляются деньги. Теперь он знает, что родители ходят на работу и зарабатывают их. Если родители не рассказывают ничего о работе, ценности денег, то у ребенка, как правило, нет понимания важности разумных трат, нет уважения к тем суммам, которые ему выделит мама или папа. Уже к 7 годам ребенок должен знать, что деньги приходят взамен вложенных усилий. И объяснить это – задача родителей.
Если у вас трудности с деньгами, вы всегда можете взять онлайн кредит на долгий срок в МФО. Они предлагают минимальные годовые ставки и большие суммы займа.
Пусть малыш знает, чем вы занимаетесь Рассказывайте ребенку о своей работе, а еще лучше – показывайте ее.
Второй критерий
Вы научили ребенка планировать траты и разумно распоряжаться выделенными суммами. Если малыш решает накопить на игрушку и откладывает монетки в копилку или тратит деньги четко по назначению (на завтраки или тетрадки и т. д.), то он усвоил ваши уроки и готов к получению постоянных карманных средств. Если же все выданные ему монетки уходят на покупку конфет и жвачек, то пока стоит продолжить финансовое образование. Он еще не умеет самостоятельно принимать такие решения. Ваша задача сейчас – поддерживать и учить.
Третий критерий
Малыш ходит в магазин. Это актуально уже для детей младшего школьного возраста, которые умеют считать. Если ребенок покупает, что вы просили, и считает сдачу, не забывает ее в магазине – это хороший знак.
Деньги и возраст
В дошкольном возрасте можно не делать акцент на деньгах, если сам малыш не интересуется этой темой, но рассказывать о работе и «получке» можно. Как правило, такие разговоры ведутся во всех семьях. Также можно давать ему деньги для хранения – подарите ему детскую копилку. А вот в школьном возрасте карманные деньги уже нужны:
- в младшем школьном, класса до пятого-шестого, стоит выдавать деньги на завтраки, покупку тетрадки, ручки, билета на экскурсию и т. д.;
- в старшем школьном и подростковом это могут быть как стабильные карманные расходы, например 500 – 1000 тенге в день, так и ежедневные мелкие суммы на завтраки и на другие приемлемые «хотелки» по просьбе самого подростка.
Если вы договариваетесь о какой-то конкретной сумме, то обязательно объясните сыну или дочери, почему вы выдаете именно столько и на что.
Недопустимые приемы
Психологи предупреждают – нельзя придавать деньгам больший смысл, чем у них есть. Деньги используют для покупки чего-либо и не более того. Также стоит избегать этих четырех приемов: шантажа, привязки к оценкам, наказания лишением денег и отсутствия роста ответственности. Давайте рассмотрим их подробнее.
- Нельзя выдавать деньги в виде уступки в ответ на шантаж – ваш малыш может играть на ваших чувствах. Когда вы уступаете, вы подкрепляете это неправильное поведение и главное – неправильное мышление, ведь ребенок может начать связывать финансы с чувствами, например любовью.
Классический пример, когда ребенок говорит: «Если ты не дашь мне деньги, ты меня не любишь». Родитель может испытать чувство вины, стыда, тревоги и выдать карманные суммы, как бы подтверждая сказанное, пусть и неосознанно.
- Нельзя выдавать деньги без роста ответственности ребенка – вместе с увеличением карманных сумм должен расти и спрос.
Финансовая свобода должна расти параллельно взрослению.
- Нельзя делать привязку денег к личным качествам и поведению. Деньги не могут быть мотивацией к хорошей учебе, послушанию, работе по дому.
Это происходит, когда вы говорите: «Выдам карманные расходы, если вымоешь пол или будешь учиться на пятерки». Такой мотивацией делу не поможешь, зато можно обмануться и решить, что ребенок заинтересовался математикой, хотя он просто хотел получить деньги на новую машинку. Довольно опасный прием.
- Нельзя лишать ребенка денег за плохое поведение. Так вы приучаете к мысли, что деньги даются за хорошее поведение. На самом деле, их нужно зарабатывать, а не заслуживать. Важно объяснить это детям как можно раньше.
Стоит ли давать детям карманные деньги?
В любом случае финансовые вопросы обязательно нужно обсуждать с детьми: рассказывать, откуда приходят деньги, сколько стоят вещи и продукты в магазине, как планировать свои траты, давать им высказать свое мнение по финансовому вопросу. Дети часто говорят простые и толковые вещи. Общайтесь с ними побольше.