Детская нейропсихология. Экскурс в историю
Ещё каких-то 8 лет назад в 2015 году, когда мы основывали наш первый детский центр в Мытищах, нейропсихологическая коррекция для многих мам была чем-то вроде «танца с бубном». Многие родители задавались вопросом, как это какие-то упражнения на ковре могут помочь ребёнку при проблемах с речью, обучаемостью или поведением. Наши нейропсихологи тратили немало времени, чтобы просветить родителя об особенностях сенсомоторного развития в онтогенезе, о последствиях дисгармоничного развития, межполушарном взаимодействии, мозжечке и многом другом. Некоторые папы утверждали, что они и сами могут так поползать дома с ребёнком, да ещё и посложнее упражнения сделать. И кто-то даже пытался, но результат не соответствовал ожиданиям. Почему? Потому, что программа нейропсихологической коррекции – это точнейшим образом выверенная последовательность упражнений со своевременным включением каждого из них, основанная на результатах нейропсихологической диагностики.
А ведь это не какое-то новомодное направление. Основы нейропсихологии, как отдельной науки были заложены ещё в послевоенные годы выдающимся учёным-исследователем, автором великого множества научных трудов Александром Романовичем Лурией. В те времена в госпиталях было огромное количество раненных солдат с различного рода повреждениями головного мозга, что открывало огромные возможности для исследования человеческого мозга, последствий дисфункции различных его областей и способов реабилитации таких пациентов.
Развитие, непосредственно, детской нейропсихологии произошло в последние десятилетия, опираясь на труды таких великих исследователей, как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, И.П. Павлов и т.д. Неоценимый вклад науки внесли такие научные деятели, как Ж.М. Глозман, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина и другие. Написано бесчисленное множество статей в авторитетных журналах по этой теме, защищены диссертации.
На основе батареи нейропсихологических тестов А.Р. Лурии была разработана система нейропсихологической диагностики детей от 3 лет. Методика дифференцирована по возрастам, так для каждого возраста свои нормы. На её основе специалист и выявляет сферы, которые требуют квалифицированной помощи специалиста. В наши дни известно великое множество упражнений для развития самых разных областей головного мозга, из которых и строится программа нейропсихологической коррекции, выверенность и корректность которой и определяет конечный результат.
В настоящее время нашим нейропсихологам в Мытищах и Королёве больше не требуется уделять лишнего времени для информирования родителя об эффективности подхода. Многие родители, общаясь друг с другом, лишили данное направление ареола таинственности и волшебства. Рекомендуют занятия по этому направлению и специалисты смежных специальностей: логопеды, дефектологи, школьные психологи, преподаватели начальных классов и т.д., которые оценили его эффективность.