За последнее время на российском рынке круп наблюдается неоднозначная тенденция. Валовые сборы упали, скачки по курсу рубля, а также пандемия внесли свои коррективы. В период пандемии, несмотря на повышение цен, наблюдался ажиотаж на крупы. Лидером по продажам и повышению цены стала гречка.
Стабильное отечественное производство
Как показывает анализ рынка круп в России, насыщенность отечественной продукцией довольно высока из-за рекордного производства. За последнее время основной прирост продукта идет за счет риса. К примеру, за 2021 год было собрано 483 тысячи тонн круп, из них риса – 155 тысяч тонн, гречки – 142 тысячи тонны, а пшена 26 тысяч тонн.
Основная часть гречневой крупы по-прежнему отправляется на экспорт – до четверти всего урожая. А как показано по ссылке https://alto-group.ru/otchot/rossija/1227-import-i-eksport-risa-v-rossii-v-2018-g.html — экспорт риса, наоборот, снизился. Но, не смотря на это, основные поставки шли в Турцию – 50%, Монголию и Бельгию – 6%, Белоруссию – 3%. Пожалуй, самая спокойная ситуация наблюдается в сегменте пшена: валовые сборы находятся на среднем уровне, а особых скачков цен не наблюдается.
Обзор рынка круп в РФ показал, что выращиванием, обработкой круп в России занимается порядка 8400 предприятий, но более 80% всех компаний в основном занимается переработкой гречи, риса, геркулеса и пшена. На полках магазинов в процентном соотношении продукция распределилась следующим образом:
- Рис – 30%.
- Гречка – 25%.
- Пшено –13%.
- Геркулес – 10%.
- Прочее – 20%.
Проведенное исследование рынка круп в России по ссылке https://alto-group.ru/otchot/rossija/267-rynok-krup-tekushhaya-situaciya-i-prognoz-2014-2018-gg.html выявило некоторые тенденции данного сегмента. В последнее время наблюдается сокращение импортных поставок продукта, увеличение экспорта. Единственная культура, которую пока нам не удается в полной мере выращивать у себя на родине – рис (до 95% импорта).
Среди основных отечественных производителей продукта стоит отметить:
- ОАО СЛАВЯНСКИЙ КОМБИНАТ ХЛБОПРОДУКТОВ;
- ОАО АНГЕЛИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР;
- ЗАО БУГУЛЬМИНСКИЙ КХ №1;
- ОАО АЛЕЙСКЗЕРНОПРОДУКТ;
- ОАО ЯДРИЦА;
- ЗАО КОРОТОЯКСКИЙ ЭЛЕВАТОР.
Но 78% всего рынка принадлежит:
- ОАО АГРОАЛЬЯНС из Санкт – Петербурга.
- ЗАО СИСТЕМА ЗЕРНОСТАНДАРТ из Москвы.
- ЗАО ГК АНГСТРЕМ из Ленинградской области.
- ООО МИСТРАЛЬ, Москва.
Основная часть производителей – резиденты России.
Негласная специализация
В производстве готового продукта уже давно сложилась определенная специализация. К примеру, больше всего гречки вырастает на Алтае, риса – в Краснодарском крае, пшеницы – в Краснодарском крае, а просо – в Центральной Росси. Основная переработка идет в Приволжском, Южном, Уральском Федеральных округах.
Согласно статистике, у покупателя сложилось свое определенное предпочтение. К примеру, больше всего круп употребляют в городской местности на 30%. Если анализировать по конкретным крупам, то предпочитают рис – 40%, гречку – 15%, пшено – 6%, геркулес – 5%, манку – 4%. При выборе продукта покупатели в первую очередь обращают внимание на торговую марку.
Продукция производится в различной упаковке и фасовке, но предпочтение отдается целлофановому пакету в фасовке по 900 граммов.
Работа маркетологов
Как видно, конкуренция в данном сегменте жесткая, а потому маркетологи придумывают для сбыта различные ходы: при покупке товара часть бесплатно, снижение цены на определенную партию. Также появилось на рынке огромное количество разных новинок: порционная продукция, пропаренная крупа, фасовка с различными добавками.
Среди основных проблем — ценовые скачки и нестабильная экономическая ситуация, а также непредсказуемые погодные условия. Все это ведет в снижению урожайности, покупательской способности, повышению цены на конечный продукт.