Результаты реализации напрямую зависят от суммы выручки полученной предприятием за реализованную продукцию. Денежная выручка представляет собой объем реализации, выраженный в денежном выражении с использованием средне реализационных цен. На денежную выручку оказывает влияние множество факторов. Но главными из них являются объем и цены реализации. Рассмотрим, как влияют эти факторы на денежную выручку в ОАО «Ярево-агро» в таблице 4.8. Расчет произведем методом абсолютных разниц исходя из следующей формулы:
Таблица 4.8 Влияние основных факторов на изменение денежной выручки от реализации продукции растениеводства
Данные расчеты показывают, что в 2010 году выручка от реализации зерна уменьшилась на 575 млн. руб., в том числе за счет сокращения объема реализации на 2098 тонн выручка уменьшилась на 606,3 млн. руб., а за счет повышения цены реализации на 0,024 млн. руб. за 1 тонну выручка увеличилась на 31,3 млн. руб.
Наблюдается уменьшение денежной выручки от реализации пшеницы на- 562 млн. руб., тритикале на- 39 млн.руб., рапса на- 64 млн.руб., льнотресты на- 31 млн.руб., данное изменение связано с сокращением объема реализованной продукции.
Увеличилась выручка от реализации ячменя на 28 млн.руб., в основном увеличение связано как с повышением объема реализации, так и с увеличением средне реализационной цены. Таким образом, проведя анализ факторов, влияющих на результаты реализации продукции растениеводства в исследуемом хозяйстве, можно заключить, что наибольшее влияние на увеличение как объемов реализации, так и денежной выручки оказывает качество реализованной продукции и уровень средне реализационных цен.
Финансовые результаты деятельности предприятия, как правило, определяют в конце года. Они характеризуют величину прибыли, а также уровень рентабельности и норму прибыли.
Прибыль в основном зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и цен реализации.
Объем реализации продукции растениеводства может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продажи рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению суммы прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
Аналогичное влияние на сумму прибыли оказывает структура товарной продукции. Так, при увеличении доли более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Себестоимость продукции растениеводства и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня средне реализационных цен на продукцию растениеводства и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
В процессе анализа следует проанализировать динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции растениеводства, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (УPПi), себестоимости ( С i) и средне реализационных цен ( Цi).
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции растениеводства имеет вид:
В ОАО «Ярево-агро» в 2010 году от реализации всех видов продукции растениеводства получен убыток. Поэтому рассмотрим влияние факторов на величину прибыли в таблице 4.9. Для анализа будем использовать способ абсолютных разниц.
Анализируя влияние факторов на изменение прибыли от реализации зерна, можно сделать вывод о том, что убыток в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 323 млн. руб. Увеличение произошло за счет повышения себестоимости зерна на 434 млн.руб.. Так как реализуемая продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж и уровня товарности происходит уменьшение суммы прибыли. По рапсу в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается снижение прибыли на 40 млн. руб. Это изменение произошло за счет снижения объема реализации и увеличения себестоимости. Причем за счет последнего фактора прибыль уменьшилась на 18 млн. руб. От реализации льна получен убыток. Произошло его увеличение на 7 млн.руб в т.ч. за счет снижения цены реализации на 4 млн.руб., за счет увеличения себестоимости на 51 млн.руб.
Таблица 4.9 Факторный анализ прибыли от реализации продукции растениеводства
]]>